Нарушение сроков представления ГТД 

Какие последствия влечет нарушение импортером срока на представление в банк импортера копии ГТД и какова процедура контроля за данным нарушением?

Обязанность импортера по представлению в банк оформленной в установленном порядке ксерокопии ГТД установлена в подп. "а” и "г” п. 2 ст. 13 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 "О валютном регулировании валютном контроле”, а также в п. 5.2 Инструкции ЦБ РФ № 91-И и ГТК РФ № 01-11/28644 от 4 октября 2000 г. "О порядке осуществления контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров” (ред. от 26 июня 2002 г., далее - Инструкция № 91-и).

В соответствии с данными нормами импортера в течение 15 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров представляет в банк ксерокопию ГТД, оформленную в соответствии с требованиями п. 4.8 Инструкции № 91-и (удостоверение оригинальным оттиском личной номерной печати и подписью должностного лица таможенного органа) либо заверенную импортером копию ГТД вместе с оригиналом ГТД, который после заверения банком копии ГТД возвращается импортеру.

Данный срок может быть продлен банком импортера в пределах до 30 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров (п. 5.4 Инструкции № 91-и) при условии представления банку импортера копии ГТД либо сведений из нее установленном банком порядке.

В случае же несоблюдения импортером данных требований наступают следующие последствия.

Прежде всего, информация о фактических сроках представления импортером в банк ксерокопии ГТД подлежит отражению в учетной карточке и ведомости банковского контроля в соответствии с требованиями Приложений 3 и 4 к Инструкции № 91-и.

В случае же непоступления учетной карточки импортируемых товаров из ГТК РФ и непредставления импортером в банк импортера ксерокопии ГТД, оформленной в порядке, установленном п.п. 5.2 или 5.3 Инструкции № 91-и, учетная карточка импортируемых товаров, самостоятельно сформированная банком импортера на основании копии ГТД либо сведений из ГТД, представленных импортером, подлежит удалению по истечении 30 календарных дней, следующих за датой принятия решения о выпуске товаров (п. 5.10 Инструкции № 91-и).

Кроме того, поскольку нарушение установленного в нормативных актах ЦБ РФ требования о представлении в банк импортера копии ГТД представляет собой нарушение валютного законодательства (с учетом сложившегося в арбитражно-судебной практике отнесения к валютному законодательству также и подзаконных актов ЦБ РФ – см. Постановление ФАС УО от 30 декабря 2002 г. № Ф09-2730/02-АК, Постановление ФАС ВСО от 30 ноября 2000 г. № А33-6294/00-С3а-Ф02-2528/00-С1), у уполномоченного банка возникают обязанность осуществления действий, предусмотренных актами ЦБ РФ, регулирующих порядок проведения валютного контроля.

В соответствии с п. 1.3 Указания ЦБ РФ от 12 февраля 1999 г. № 500-У уполномоченный банк обязан направлять в управление валютного регулирования и валютного контроля Главного управления ЦБ РФ, осуществляющего надзор за данным банком, информацию о выявленных нарушениях валютного законодательства не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушения.

Кроме того, в силу п.п. 3.3, 4.1 – 4.2 Инструкции ЦБ РФ от 28 июня 1999 г. № 83-и уполномоченный банк обязан внести в базу данных Сведений о договорах информацию о допущенном импортером нарушении, а также сообщить об этом в территориальное учреждение ЦБ РФ, осуществляющее надзор за деятельностью этого банка. Такое сообщение должно быть сделано ежедекадно, не позднее пятого календарного дня декады, следующей за отчетной (в которой было выявлено нарушение).

Изложенный выше порядок действий банка импортера в случае нарушения экспортером срока представления копии ГТД были также разъяснены в п. 15 Информационного Письма ЦБ РФ № 2 "Вопросы по применению Инструкции ЦБ РФ № 91-И и ГТК РФ № 01-11/28644 от 4 октября 2000 г. "О порядке осуществления контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров” (см. также Письмо ГТК РФ от 6 августа 2001 г. № 13-15/31249).

Порядок дальнейших действий подразделений ЦБ РФ, получивших информацию о допущенных импортером нарушениях, регулируются действующим законодательством об административной ответственности за таможенные правонарушения.

Необходимо отметить, что, начиная с 31 января 2002 г., ст. 273 ТК РФ и иные положения ТК РФ, посвященные ответственности за нарушения таможенных правил, не действуют в связи с изменениями, внесенными ФЗ от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ "О введении в действие КоАП РФ”. В описанной ситуации к импортеру может быть применен п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ ("несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов”), которым предусмотрена ответственность в виде штрафа на организацию-импортера в размере от 400 до 500 МРОТ (от 40 000 до 50 000 руб.) и на его должностных лиц в размере от 50 до 100 МРОТ (от 5 000 до 10 000 руб.).

Применение административной ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ за нарушение сроков представления в уполномоченный банк копий ГТД в сходном случае (при экспорте товаров в нарушение требований Инструкции ЦБ РФ № 86-и и ГТК РФ № 01-23/26541 от 19 октября 1999 г.) подтверждается также сложившейся арбитражно-судебной практикой (см. Постановление ФАС ВСО от 27 мая 2003 г. № А33-19270/02-С6(н)-Ф02-1480/03-С1).

Органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, являются органы валютного контроля (ст. 23.60 КоАП РФ). В силу п.п. 2 и 5 ст. 11 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 "О валютном регулировании валютном контроле” органами валютного контроля являются ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. При этом рассматривать такие дела от имени этих федеральных органов вправе: руководитель федерального органа; руководители структурных подразделений федерального органа; руководители территориальных органов федерального органа.

К числу органов, уполномоченных осуществлять валютный контроль, относятся, помимо ЦБ РФ и его подразделений, таможенные (ст. 10 ТК РФ, Приказ ГТК РФ от 20 декабря 2002 г. № 1383) и налоговые органы (ст. 6 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 "О налоговых органах РФ”, см. также Письмо МНС РФ от 1 апреля 2003 г. № ШС-6-24/380@ "О применении налоговыми органами административной ответственности за нарушения валютного законодательства”).

Порядок производства по делам об административных правонарушениях установлен в разделе IV КоАП РФ и включает в себя стадии возбуждения дела об административном правонарушении, составление протокола об административном правонарушении (в течение не более чем 2 суток с момента выявления правонарушения – ст. 28.5 КоАП РФ), административное расследование (не более месяца с момента возбуждения дела – ст. 28.7 КоАП РФ), рассмотрение дела об административном правонарушении (в течение 15 дней с момента получения органом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела – ст. 29.6 КоАП РФ), вынесение постановления по делу об административном правонарушении.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано импортером в арбитражный суд по месту нахождения органа, вынесшего постановление, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ).
Форум таможни России Яндекс.Метрика © 2011 - 2017 Форум таможни России, таможенный брокер